Будущее неумолимо наступает, готовы ли к нему производители масел и потребители или нет, оно наступит.

Готовящееся появление, в 2016 году новых спецификаций API PC-11 для моторных масел тяжелого коммерческого транспорта и ILSAC GF-6 для двигателей легковых автомобилей подтверждает необходимость усилий в совершенствовании производства базовых масел и как следствие товарных продуктов. Вопрос лишь в том, какие именно новые требования будут выдвинуты базовым и товарным маслам? PC-11 станет первой спецификацией API HDDEO (Heavy Duty Diesel Engine Oil) включающей стендовое испытания пришедшее из-за пределов США, им станет Европеец - Daimler (MB) DD-13. А также, очень возможно, что PC-11 будет иметь минимальные требования по норме испаряемости для моторных (Noack) на уровне 13 % для класса масел SAE 10W-30 класса. Такая норма в 13% была и ранее - для всех классов вязкости, кроме 10W-30, в то же время была принята норма CJ-4 частично перешедшая в европейские нормы ACEA (ассоциация Европейских производителей автомобилей).

Самое большое изменения по сравнению с предыдущими стандартами состоит в том, что класс 10W-30 в PC-11 будет разделен на несколько категорий, первая категория - безопасное использование масел в двигателях, построенных до первой публикации спецификации (запланированной на 2016 г.), вторая категория - та техника, в которой использование масел с данной спецификацией не рекомендуется.

Появится подкатегория с возможностью обратной совместимости будет иметь достаточно высокий предел по стабильности динамической вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS), с нормой 3,5 миллиПаскаль/секунду.

Так же возникнет подкатегория без возможности обратной совместимости с нормой HTHS равной 2,9 мПа/с и предназначенная для экономии топлива. В результате выдвижения таких требования, масляная промышленность будет обязана повысить качество производства базовых масел до группы III API.

Для двигателей, работающих в относительно стабильном диапазоне температур, как например грузовые автомобили, стабильность вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS), будет одним из главных факторов влияющих на экономию топлива – т.к. Гидродинамическое (жидкостное) трение в подшипниках и деталях цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) – основные механизмы потерь энергии двигателя.

Масла 5W-30 и 10W-30 занимают большую часть рынков США и Европы, как всесезонные масла для грузовых автомобилей с возможностью экономии топлива. Но, масла такой вязкости вряд ли, в ближайшее время, вытеснят 15W-40 имеющие наибольшую популярность, хотя последние производятся преимущественно на базовых маслах II группы *.

* согласно исследованиям компании «Kline & Co»

Стандарт PC-11, выдвинет повышенные требования к летучести, и как следствие расходу масел на угар, т.к. контроль над толщиной защитной масляной пленки напрямую связан с расходом топлива. Данный стандарт также направлен на повышение качества базовых масел, что позволит минимизировать отложения в современных системах каталитической нейтрализации отработанных газов, например в дизельных сажевых фильтрах (DPF) или с системой избирательной каталитической нейтрализации, с использованием карбамидного реагента – устанавливаемых на все современные модели коммерческого транспорта. Эти факторы подтолкнут производителей базовых масел к необходимости использовать III группу, пусть даже частично, на примере тех же популярных масел 15W-40.

Множество производителей коммерческой техники и двигателей обратились к разработчикам стандарта PC-11, с просьбой обеспечить ужесточение норм по окислительной стабильности, низкой способностью к аэрации, увеличить совместимость с биодизельными видами топлива, популярными в Европе, улучшить стабильность динамической и кинематической вязкостей к сдвигу и минимизировать адгезионный износ.

По крайней мере, первые из трех условий могут быть соблюдены за счет выбора правильного базового масла. Например, окислительная стабильность повышается с ростом содержания парафинов с молекулами разветвленного строения (изопарафинов) в базовом масле, что коррелируется с высоким индексом вязкости.

Степень аэрации - насыщение масел кислородом и отработанными газами, влияющими на скорость окисления, уменьшается вместе со снижением содержания ароматических соединений, а значит однозначно потребуется перейти от I группы базовых масел к более высоким. Совместимость с биодизельными смесями снижается по мере использования базовых масел низких групп, что является еще одним гвоздем в гроб I группы, даже если она послужила лишь добавкой для другой, более высокой группы базовых масел согласно API. Напомним что, в данный момент, требования для групп API выглядят следующим образом:

Группа API Характеристики базового масла
Насыщенные углеводороды, масс % Сера, масс % Индекс вязкости
I > 0.03 < 90 80 - 119
II < 0.03 > 90 80 - 119
III < 0.03 > 90 > 120
IV Полиальфаолефины (ПАО)
V Другие масла, не вошедшие в предыдущие группы

Вместе с API PC-11, в 2016 году будет опубликован стандарт ILSAC GF-6, оба будут иметь две версий:

  • GF-6 (A) и PC-11 «legacy», заменят все предыдущие - GF-1,2,3, 4,5 и CH-4,CI-4,CJ-4 соответственно.
  • GF-6 (B) и PC-11 «new», совершенно новые стандарты. Примечательно, что показатель стабильности динамической вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) в данных стандартах снизится, что приведет к появлению масел с нормой менее 2,6 мПа/сек и стандартом вязкости хW-16 (к примеру 0W-16, 5W-16).

Значение ниже 2,6 мПа/сек (уже имеется информации о планируемом значении в 2,3 мПа/сек) важная веха в моторостроении и применимости моторных масел, с одной стороны такое значение несет в себе потенциальную угрозу при эксплуатации в двигателях предыдущих поколений, а с другой стороны сулит выгоду владельцам техники нового поколения.

Жесткая норма для HTHS в 2,3 мПа/сек, потребует очень хорошего качества базового масла – например III группы, в противном случае не получится соответствовать требованиям стабильности динамической вязкости при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) и в то же удовлетворять нормам по испаряемости масел (тест Noack).

А коснется ли это России?

Согласно исследованию проведенному компанией «Квалитет» - 47% коммерческого транспорта в России выпущены до 1998 года, 14% - 1998-2000 и 19% - 2005-2008 годов, при этом последняя группа стремительно набирает обороты. На рынок России входит все больше и больше именитых производителей техники, это DAF, Volvo, Scania, Mercedes-Benz и многие, многие другие, многие из которых уже не просто импортируют технику, а основывают на территории России полноценные производства. Несмотря на трудности для кого былого кризиса, для кого идущей рецессии, Российский автопарк коммерческой техники демонстрирует явное омоложение, а что уж говорить о парке легковых автомобилей…

Использование базовых масел для производства товарных продуктов в России и зарубежом, согласно компании SBA Consulting сделавшей также прогноз на 2017 год, выглядит следующим образом:

Совершенно очевидно, что влияние групп II и III растет, а грядущие в 2016 году изменения в стандартах, в разработке которых участвуют именитые автопроизводители, и вовсе поставят ультиматум маслам низкого качества.

Texaco - европейский бренд мирового лидера в производстве масел Chevron, уже сейчас предлагает Российским потребителям продукты на базе II+ и III+ групп, произведенные по технологии усовершенствованного каталитического гидрокрекинга (уникальная технология очистки (изодепарафинизации) «ISOSYN»), отвечающие самым современным стандартам и готовые к встрече грядущих в 2016 году изменений в требованиях. Масла многократно чище по составу и имеют изначально лучшие физико-химические свойства, чем базовые масла Группы I, составляющие большую часть нынешнего рынка.

В результате чего базовые масла, на основе которых производятся смазочные материалы Texaco, обладают такими уникальными свойствами, как:

  • Очень высокий индекс вязкости = низкая степень изменения вязкости масла в зависимости от температуры, масло сохраняет требуемую вязкость во всем диапазоне температур.
  • Пониженная летучесть = меньше расход масла на угар.
  • Наилучшая стабильность к окислению = сохранение стабильности функций масла на всем протяжении срока службы.
  • Повышенная устойчивость к воздействию высоких температур = ввиду высокого индекса вязкости, нам не требуются высокие содержания повышающих индекс вязкости присадок-полимеров, что почти исключает термическое разложение, и как следствие повышенные отложения в двигателе, при высоких температурах.
  • Отличная текучесть при низких температурах = уверенный запуск двигателя и гарантированное поступление масла к узлам и деталям трения, полностью выполняя возложенные функции.
  • Низкая токсичность = совершенная технология глубокой переработки это не только забота о здоровье двигателя, но и прямая забота о вашем здоровье.

Все эти уникальные свойства в полной мере относятся и к линейке смазочных материалов Texaco Ursa, разработанной специально для коммерческого транспорта.

Оставить заявку